Произносить разборчивую речь ребенок начинает к трем годам. Если логопед или дефектолог на плановом осмотре выявляет расстройства, дефекты или задержку речи, вызванные нарушениями функций артикуляционных мышц, то в помощь логопедический домашний массаж для развития речи, улучшения артикуляции.
- Для чего логопедами назначается массаж
- О показаниях и противопоказаниях к массажу
- Разновидности массажа
- Приемы пассивного массажа
- Приемы активного массажа
- Массаж лица для развития речи
- Массаж воротниковой зоны при задержке речевого развития
- Массаж языка зубной щеткой
- Массаж ложками
- Результаты домашнего массажа
Для чего логопедами назначается массаж
Логопедический массаж — специальный метод коррекции артикуляции с воздействием на определенные участки тела (лицо, лоб, щеки, нос, рот, подбородок, воротниковая зона, область шейных позвонков, надключичные ямки, верхние мышцы плечевого пояса).
Педагоги, логопеды и дефектологи уверяют, что упражнения при грамотном воздействии:
- нормализуют работу малоподвижных мышц;
- повышают амплитуду артикуляционных движений, делая их произвольным;
- корректируют состояние при параличах мышц, порезах, судорогах, гиперкинезах;
- улучшают функции сосудов, эластичность мышечных волокон;
- благотворно воздействуют на нервную, мышечную систему;
- устраняют отклонения в образовании звуков;
- стимулируют кинетические движения;
- увеличивают силу и длительность выдоха;
- нормализуют мелкую моторику, артикуляционный аппарат;
- снижают проявления дизартрии, заикания.
Справка!
Дефекты речи у ребенка важно корректировать своевременно, иначе в будущем они станут препятствием на пути к развитию, взрослению. Массаж должен проводить обученным специалистом, особенно малышам до 1 года. Хотя некоторые приемы можно освоить родителям самостоятельно, чтобы проводить дома в комфортных условиях.
О показаниях и противопоказаниях к массажу
Массаж показан малышам до года при имеющихся врожденных, приобретенных патологиях:
- задержка речевого развития;
- дефекты голоса, речи;
- афазия;
- алалия;
- дислалия;
- гипертонус, перенапряжение лицевых мышц, искажающих произношение;
- частичная афония;
- ограничение подвижности языка, неба, губ;
- ДЦП;
- неконтролируемое слюноотделение;
- аномалия развития артикуляционных мышц;
- разные виды заикания.
Логомассаж не проводится при:
- болезнях кожи;
- инфекциях полости рта, слизистой оболочки глаз;
- увеличении лимфоузлов;
- герпетической инфекции;
- обострении соматических заболеваний;
- ссадинах, порезах, синяках на лице;
- тромбозах;
- онкологии;
- грибковых поражениях кожи.
Справка!
Логомассаж незаменим детям с недоразвитой речью и страдающим ДЦП. Ведь видоизменяет состояние участков тела, на которые подается механическое воздействие и устраняет разные нарушения артикуляции. Однако, самостоятельное проведение недопустимо. Только специалист после полноценного обследования оценивает работу мышц речевого аппарата, устанавливает степень правильности функций артикуляции, выдает заключение и назначает массаж при целесообразности.
Родителям для проведения в домашних условиях важно уточнять у участкового невропатолога: имеются ли противопоказания.
Разновидности массажа
Виды процедур для улучшения тонуса мышц аппарата речи и коррекции произношения:
- Традиционный с растиранием, поглаживанием мышц-участников артикуляции, проведением энергичных движений с целью укрепления, активизации мышечного тонуса.
- Аппаратный с использованием приборов (вакуумные, вибрационные).
- Точечный путем воздействия на биоактивные точки тела по прохождению нервных сосудов и окончаний для расслабления, стимуляции.
- Зондовый, при котором массирование мягкого неба, языка, губ производится зондом. Это уникальная разработка для устранения нарушений речевой моторики.
- Воротниковой зоны для насыщения кислородом, усиления кровообращения области коры головного мозга, отвечающей за речь.
- Метод Дьяковой, исправляющий нарушения речи.
- Самомассаж, который может проводить ребенок сам, массируя мускулатуру лица.
Справка!
Все варианты логопедического массажа проводятся при ЗПП для повышения тонуса и улучшения функций мышц артикуляционного аппарата.
Приемы пассивного массажа
Пассивный — успокаивающий вид с силой и длительностью воздействия, предопределяемый специалистом. Назначается при порезах, гипертонусе лицевых мышц.
Нажатия на участки тела – легкие, скользящие для снятия возбудимости.
Приемы:
- Пила. Логопед будто пилит ладошку ребенка вдоль, поперек, ребром своей ладони,.
- Метель путем поглаживания кистей рук малыша зигзагами с обеих сторон, проговаривая скороговорку..
- Солнышко, нежно проводя подушечками пальцев по кистям рук ребенка с обеих сторон, будто лучами солнца, поглаживая кисти рук ребенка.
- Сорока – белобока. Проглаживаются кисти рук с обеих сторон спиралевидными движениями.
Приемы активного массажа
Активизирующий массаж с энергичными, глубокими прикосновениями для тонизирующего эффекта чаще назначается при ДЦП.
Приемы:
- Зверята путем проведения по подушечкам каждого пальца на одной руке, затем — на другой. Приговаривая: дети любят всех зверей птиц и ящериц и змей. Пеликанов, журавлей, бегемотов, соболей, голубей, глухарей, снегирей. Любят горного козла, обезьянку и осла, дикобраза и ежа, черепаху и ужа.
- Щелчки. Пальцы одной руки ребенка слегка прижать к столу, пальцы другой руки поднимать по одному вверх. Опускать, чтобы палец со стуком падал на стол.
- Мячик. Прокатывается мячик с шипами между ладонями ребенка с присказкой: Покатаю я в руках мячик мой хороший. Чтоб всегда здоровым быть, ловким и веселым.
- Огород. Массируются фаланги пальцев на каждой ударный слог стишка: Вырос у нас чесночок. Перец, томат, кабачок. Тыква, капуста, картошка. Лук и немножко горошка. Овощи мы собирали. Ими друзей угощали. Квасили, ели, солили. С дачи домой увозили. Прощай же на год, Наш друг-огород.
Массаж лица для развития речи
Процедура включает 4 этапа: вибрацию, разминание, растирание, поглаживание. Назначается детям при задержке речи. Прорабатываются участки лица: щеки, нос, рот, подбородок, лоб.
Так повторяются каждый из 4-ех приемов по 8-10 раз массажными движениями с воздействием на специальные точки сверху вниз:
- Лоб. Проглаживается и разминается, начиная от середины, затем к поискам, от бровей к волосам.
- Щеки. Разминание и растягивание от уголков глаз к вискам, по щекам, от скул к нижней челюсти.
- Нос. Проглаживание крыльев аккуратными растяжениями, от области носа к уголкам рта.
- Рот. Прорабатывается поочередно: нижняя и верхняя губа, в стороны уголков рта растягивающими движениями.
- Подбородок. Разминание и поглаживание, начиная от середины к уголкам.
- Шея. Проработка поддерживающими движениями.
Массаж воротниковой зоны при задержке речевого развития
Шейно воротниковый отдел включает в себя: шею, позвонки, заднюю часть, верхние мышцы плечевого пояса, надключичные ямки.
Ученые доказали, что между речевой функцией и воротниковым отделом существует неразрывная связь. Процедура назначается детям при ЗППП для стимуляции речевых зон мозга. Главное, чтобы на процедуре ребенок полностью расслабился, пребывал в хорошем самочувствии.
Действия:
- лечь на кушетку спиной вверх;
- вытянуть руки вдоль туловища;
- при сколиозе специалист отворачивает аккуратно голову в противоположную сторону с учетом искривления, проводит легкие поглаживания сверху вниз ладонями с постепенным усилением давления;
- далее – растирания, выжимания фалангов пальцев, массируя трапециевидную мышцу;
- разминание верхней части спины, плечевых суставов.
Длительность первого сеанса — 15 минут, доводя постепенно до 25-30 минут. Главное, чтобы ребенок не ощущал боли в шейном сегменте. Проведение сильных растираний и разминаний тела при зппп неуместно.
Справка!
Желательно разговаривать в малышом при проведении сеанса, побуждая к развитию навыков коммуникации.
Массаж языка зубной щеткой
Зубная щетка применяется для манипуляций с подкладываем под язык стерильной сухой салфетки для впитывания лишней слюны. Чередуются точечные и круговые движения с повтором каждого приема 3-10 раз.
Действия:
- Зубная щетка вводится в основание кончика языка по левому краю, затем — по правому, будто пишется английская буква U.
- Проводятся манипуляции зигзагом от основания к кончику с чередованием кругов и точек на языке.
- Массируется левый край языка точечно, затем вкруговую с переходом на правой участок. Далее — птичкой V, начиная от уздечки и до кончика. Рисуется хвостик у птички по левой стороне языка, затем по правой. Далее – 2 параллельные линии с чередованием движений по правой и левой стороне.
Справка!
Каждый родитель может освоить технику массажа у логопеда, чтобы проводить сеансы дома. Главное, не нанести вред нежному артикуляционному аппарату малыша.
Массаж ложками
Воздействие на речевые зоны чистыми ложками (несколько штук) с гладкой поверхностью, чтобы не травмировать нежную кожу. Массажист проводит манипуляции в чистых медицинских перчатках.
Для прорабатывания шеи ребенок садится на стул, под голову подкладывается валик под шею. Проводится легкая вибрация, поглаживание, растирание.
Массаж ложками – простой, безопасный метод с оказанием расслабляющего либо стимулирующего эффекта для развития мелкой моторики у детей. Причем малыши постарше могут выполнять движения самостоятельно, делая приятные для себя усилия.
Метод:
- улучшает качество артикуляционных движений;
- способствует формированию нужного уклада артикуляционных органов;
- тонизирует мышцы мимической мускулатуры;
- позволяет запоминать части ложек, развивать мелкую моторику, ориентироваться в пространстве, корректировать нарушение слоговой структуры.
Массаж хорошо проводить в игровой форме. Так дети учатся говорить и разучивать стихотворения, разные движения. Можно погладить лицо ложкой, покатать по бровям, серединке губ. Теплые предметы используются для получения расслабляющего массажа, холодные — для оказания стимулирующего воздействия.
Результаты домашнего массажа
При правильном подходе к проведению в домашних условиях процедуры уже через несколько сеансов:
- нормализуют мышечный тонус мускулов, задействованных в речи;
- увеличивают амплитуду артикуляционных движений;
- улучшают работа мышц речевого аппарата, если до этого мышцы недостаточно активно сокращались.
Логопедический массаж — высоко результативный, ведь избавляет от разных нарушений, связанных с речевым аппаратом. Главное при проведении дома — учитывать рекомендации массажиста, имеющиеся противопоказания у ребенка. Положительная динамика будет наблюдаться уже спустя несколько проведенных процедур и даже у детей с ЗПР при гиперактивности. Такой массаж успокаивает. Малыши получают удовольствие и физическое развитие. Постепенно устраняются нарушения речи. Хотя, например, массаж воротниковой при ЗППП стоит провести минимум 20 сеансов, повторив курс спустя 1,5-2 месяца для достижения результативности.
При адекватном подходе первых успехов можно достичь через 4-5 занятий даже при тяжелых нарушениях речи. Главное, проводить сеансы дома непрерывно, верить в успех. Ребенок же должен пребывать в хорошем настроении. Любящий взгляд, доброжелательная улыбка и тепло рук родителей обязательно помогут преодолеть недуг.